К основному контенту

ЗАКАРПАТЬЕ. ВСТУПЛЕНИЕ И ЧАСТЬ 1. ДОЖДЬ, ТУМАН И ЧЕРНАЯ ТИСА.

 Карпатський край 
В Україні є край пречудовий,
Де смерічок зелений розмай,
Там розкинулись гори високі
І потоків дзвінкий водограй.
 Різнотрав'я квітують духмяно
Серед луків, серед полонин.
Гори високо в небо тікають
І торкають лиш хмари вершин.
Між горами, немов серпантином,
Річки в'ються, в долину біжать
І сріблясті гірські водоспади
Нам так весело й гучно шумлять.
Мій карпатський крає, чудовий,
Як люблю твою чисту красу!
Усім серцем до тебе я лину
Й крізь життя цю любов пронесу!


ПРЕДИСЛОВИЕ 

Не влюбиться в Карпаты просто невозможно! Это горы потрясающей красоты, которые не оставят равнодушным ни одного человека, которому посчастливилось их когда-либо видеть. И с недавних пор я также нахожусь в числе людей, безнадежно влюбленных в Карпаты. Эти горы влюбили меня в себя с первого взгляда, еще тогда, когда я колесила по ним в туристических автобусах, который везли меня в Европу. Это были совсем короткие встречи, но тех недолгих часов хватило для того, чтобы Карпаты смогли проникнуть мне в самую душу и запомниться на всю жизнь. Это было около 5 лет тому назад, и с тех пор я стала грезить о горах. Я мечтала еще хотя бы разок их увидеть. И в прошлом году моя мечта осуществилась - я увидела швейцарские Альпы! Время, проведенное в Швейцарии, было похоже на сказку! Такой красоты я в своей жизни раньше не видела, и до недавнего времени считала, что Альпы - это верх совершенства в области горных пейзажей. Считала так до тех пор, пока не увидела еще раз Карпаты. В этот раз это было не мимолетное свидание, а самый настоящий курортный роман, длившийся целую неделю. Это было прекрасное время! И вот я, уже вернувшаяся домой, сижу в своей комнате перед ноутбуком, вспоминая пьянящий свежий горный воздух и ослепляюще зеленый цвет травы и деревьев, и со 100%-ной уверенностью заявляю, что украинские Карпаты не менее потрясающие по своей красоте и величию, чем швейцарские Альпы!

Как-то так получилось, что горы я люблю больше, чем море. Наверное, сказывается то, что по знаку зодиака я - Близнецы и моя стихия - это воздух - вот меня и тянет все время ввысь))) Я даже мечтаю в будущем жить где-нибудь у подножия гор, чтобы из окна открывался потрясающий вид на горные вершины! Поэтому когда этим летом у меня появилась возможность съездить в Карпаты, я решила ее не упускать. С одной стороны, мне безумно хотелось увидеть наши горы не мельком, как это получалось у меня ранее, а всецело проникнуться ими. С другой стороны, мне было интересно посмотреть, как живут люди в Закарпатье и что они думают о том, что сейчас происходит в Украине. Забегая наперед, скажу, что оба этих моих желания были целиком и полностью удовлетворенны, о чем я вам и расскажу в серии заметок под названием ЗАКАРПАТЬЕ.

Итак, начну я, пожалуй, с дороги. Добираться с Восточной Украины на Западную Украину, к сожалению, не очень удобно. Во-первых, долго. Во-вторых, не комфортно. Конечно, если бы в Украине появились дешевые внутренние авиарейсы, эта проблема бы легко решалась, но пока мы об этом продолжаем только мечтать, продолжая сутками трястись в "замечательных" вагонах нашей родной Укрзалізниці. Следует отметить, что по какому-то странному стечению обстоятельств поезда, которые едут на Западную Украину почему-то всегда отличатся повышенной некомфортностью. Это я говорю из личных наблюдений. Старые вагоны, отсутствие кондиционеров, не открывающиеся окна - это вполне обычная картина для тех вагонов, который мчаться с востока нашей страны на запад. Зато в этот раз порадовало постоянное наличие туалетной бумаги в туалетах. Как говорится: мелочь, а приятно)))  Впечатления от дороги еще усугублялись тем, что до места проживания мы добирались двумя поездами (сначала ехали до Львова, а потом оттуда до Ясиня). А это, с учетом того, как "быстро" ездят у нас поезда, просто мегаутомительно! Особой "пикантности" поездке также добавляло то, что ехала я в плацкартном вагоне и спала все время на верхних полках (к счастью, не на боковых и не возле туалета). В общем, дорога очень сильно выматывает! И это существенный минус, который влияет на то, что в Западную Украину приезжает не так много людей, как могло бы приезжать, ведь посмотреть там действительно есть что. Согласитесь, звучит просто абсурдно, что я добиралась с Харькова до Закарпатья практически столько же времени, сколько я добиралась с Украины до Таиланда!!!! Как ни крути, но плохо развитая инфраструктура - одна из "ахиллесовых пят" Украины(((

И все-таки за полтора дня мне все-таки удалось добраться до пункта назначения, коим было закарпатское село с мрачным названием Черная Тиса. Это как раз тот случай, когда название села полностью совпадало с его атмосферой. То ли мы не вовремя приехали, то ли там постоянно так, но село Черная Тиса мне запомнилось постоянной сыростью, дождями, серым небом, прохладой и туманом. Для себя я его даже прозвала "Черной Дырой", потому что стоило нам из него выехать, как нас встречала солнечная и теплая погода, но возвращались мы практически всегда в дождь и туман. На самом деле село очень красивое - оно лежит в горах, а вдоль центральной улицы протекает одноименная река Черная Тиса, в честь которой оно и получило свое название. Но из-за погоды  впечатления о нем как-то смазались...
Вид со двора, в котором я жила


Та самая Черная Тиса, в честь которой назвали село
И такое бывает в природе
Мухоморчик

Первое, что бросилось мне в глаза, как только я увидела окружающую природу в Черной Тисе - это насыщенный до ослепления зеленый цвет растительности - как деревьев, так и травы, который буквально режет глаза. Все это из-за повышенной влажности, которая питает растения и дает им долгое время оставаться зелеными, а также вырастать до порой невероятных размеров. Когда мы поднимались в горы к истокам реки Черная Тиса, мы были просто поражены громадными листьями лопухов, мать-и-мачехи, а также папоротников. О количестве и размерах грибов стоит сказать отдельно. Их в карпатских лесах видимо-невидимо! Встречаются самые разнообразные виды, но особенно много белых грибов (кстати, это единственные грибы, которые местные жители собирают, употребляют в пищу и продают). Размеры этих грибов, а также их причудливые формы, часто поражают. 

Буйство зелени в карпатских лесах
Кустики черники

Также в конце июля на Закарпатье в самом разгаре сезон черники. Этой маленькой ягодки в горах видимо-невидимо. Собирать чернику местные жители ездят целыми семьями. При этом с собой берут даже самых маленьких членов семьи. Очень часто по дороге нам встречались совсем маленькие детки лет 6-ти с черными от сбора ягодки ручками, которые помогают своим родителям зарабатывать деньги. 

Красавицы смереки
Ну и как же не упомянуть пресловутые карпатские смереки! Это неописуемой красоты ели - стройные, высокие и невероятно зеленые! Смерека - это символ Карпат. Это дерево здесь очень любят и почитают, но к сожалению, продолжают вырубать((((  Очень сильно карпатские леса пострадали в 90-е года после развала СССР, когда в Украине творился хаос и никакие законы не соблюдались. Тогда были вырублены тысячи деревьев. Сейчас, конечно, такого беспредела не наблюдается, но лес все равно продолжают уничтожать. По дороге к истоку реки Черная Тиса  мы проезжали несколько мест, где работали лесорубы. Работа лесорубом - это одно из немногих занятий, которым можно заработать деньги на Закарпатье. К сожалению, такой природно богатый край страдает от тотальной безработицы, поэтому люди выживают как могут, в том числе уничтожая самое ценное, что у них есть - красоту своего родного края, вырубая леса и продавая ценную древесину заграницу. 

За мокрыми стеклами автомобиля видно целые кучи  поваленных деревьев
Однако Карпаты - это не только край лесов, но еще и край многочисленных горных рек и водопадов. Вода в них кристально чистая, но прохладная, так что, чтобы искупаться в горной речушке понадобиться очень серьезная закалка. Также в горах очень много родников и источников, вода в которых невероятно чистая, вкусная и полезная. При этом ни заряжать, ни активировать ее не нужно - природа уже обо всем позаботилась. Просто наливаешь себе в бутылочку и пьешь, ощущая как невероятная энергетика гор наполняет каждую клеточку твоего тела!

Один из многочисленных горных родничков с кристально чистой водой




Немножко рассказав вам о красотах карпатских краев, я перейду к рассказам о том, где же именно в Карпатах мне удалось побывать и поделюсь с вами своими впечатлениями от увиденного. Итак, первой в списке наших поездок значилась поездка к истоку реки Тиса. Забегая наперед, скажу что сам исток меня никак не впечатлил и, если честно, то смотреть там вовсе не на что. Однако, впечатлила дорога к этому истоку и пейзажи горных карпатских полонын в тумане. 

То, что погода в Черной Тисе нас радовать вряд ли будет стало понятно уже по приезду в это село, когда нас встретил прохладный дождик и туман. Однако, сидеть дома наша группа не собиралась, поэтому  вооружившись дождевиками и резиновыми сапогами (как оказалось, эти два предмета одежды просто must have в горах) мы отправились к истоку реки Черная Тиса. Дорога предстояла не долгая - всего 17 км, зато какая!!! Такой экстремальной езды в моей жизни еще не было! В салоне нашего "вездехода" мы то и дело подпрыгивали и скакали в прямом смысле этого слова, наблюдая за тем, как водитель ловко проезжал над пропастями и обрывами. Еще больше адреналина добавляло то, что никаких мер безопасности, типа ремней, в салоне вообще не было, да и держаться особо не было за что. Вообще салон больше напоминал обычную будку для перевозки чего угодно, но только не людей, оборудованную сиденьями, а дороги, по которым мы ехали, дорогами назвать можно было с очень большой натяжкой. Однозначно,  это была самая экстремальная поездка в моей жизни, с которой разве что сравниться поездка по склонам Драгобрата, о которой я напишу позже. 

После 30 минут "супер комфортной" подпрыгиваний и подскакиваний нас наконец-то высадили у подножия небольшой горки, по которой нам пришлось подниматься еще минут 10 к истоку реки Черная Тиса. Скажу, что гулять по дождю в лесу - необычайно классно. Такого чистого и свежего воздуха я в жизни своей не вдыхала! А вид леса в тумане так и вовсе поверг меня в восторг! Когда мы вышли на полоныну, всю заполненную туманом с одиноко разбросанными маленькими елочками, у меня было такое впечатление, что я стала героиней фильма про вампиров, действие которого происходит где-то в Трансильвании. Уж очень атмосферно выглядели для меня окружающие пейзажи!!! Вот как раз они мне больше всего и понравились в этой поездке! Казалось, что за верхушками деревьев возвышаются шпили башен мрачного замка графа Дракулы, и вот-вот из леса мне навстречу выйдет сам граф в окружении своей свиты из прекрасных молодых девушек... Так как я очень люблю подобные мрачные вампирские истории, то я даже рада, что мы попали в это место при такой погоде, ведь если бы светило солнце, оно произвело бы на меня совсем другое впечатление.





Елочка в тумане

Еще забавно было наблюдать за членами нашей группы, блуждающими в синих и зеленых дождевиках по туманной равнине. Тут уже возникали ассоциации со сценами из других фильмов. Например, группа ученых высадилась на землю после серьезной эпидемии, уничтожившей большую часть человечества. Или люди прибыли на необитаемую планету и исследуют ее в поисках жизни. Да, фантазия у меня действительно бурная)))


Красиво приземлилась)
В конце этой поездки мне удалось прочувстовать силу и мощь карпатской земли не только всеми фибрами своей души, но и еще и некоторыми частями своего тела. Так, спускаясь с горки по тропинке, которая представляла собой смесь воды и грязи, я поскользнулась и мягко приземлилась своей пятой точкой прямо в грязь)))) Следует отметить, что это было очень забавно) Конечно, ходить в мокрых и грязных штанах было не очень комфортно, но запомнили меня в этой поездке все))))


Сменив штаны)))) я отправилась на небольшую экскурсию в соседний поселок под названием Ясиня (собственно в него мы на поезде и приехали, а в Черную Тису уже добирались на машине). Поселок этот по здешним меркам большой (около 9 тыс. населения). Здесь мы посетили старую деревянную Струковскую церковь, которая внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и которая является символом поселка. С данной церковью, кстати, связана и легенда возникновения названия поселка Ясиня. Согласно ей, очень давно, где-то четыреста лет тому назад, задумал прикарпатский пастух Иван Струк, перегнать овец в Закарпатье на ярмарку. Перевалил через горы и спустился к Черной Тисе. Тут его застала страшная буря (ибо это было осенью). Метель и ужасный снегопад заставили пастуха с его помощниками остановиться, чтобы переждать пургу. Но метель мела и мела. День, два, неделю. Видит Иван, что будет беда. Погибнет он, если не уйдет отсюда... Покинули пастухи овец и вернулись домой. Весной же решил Иван посмотреть, что же произошло с его овцами. Был он уверен, что пропали овцы от страшного холода и от волчьих зубов. Но... отара оказалась не только целой, но и дала приплод. Видит Иван, что это место святое, и что это знак Божий. И решил он поселиться здесь, на берегу Черной Тисы, заросшем ясеневым лесом. Возвел несколько домов, а хутор назвал Ясиня. Так появилось известное карпатском поселение. А в благодарность Богу, что так чудесно спас его отару, построил он красивую Струковскую церковь. Экскурсоводы часто говорят, что это именно она стоит на холме над Черной Тисой.

На самом деле, церковь Вознесения Господня, возведенная когда-то Струком, давно уже исчезла – то ли сгорела, то ли сгнила, то ли люди разобрали. На ее месте стоит новая церковь, построенная на месте старой в 1824 году. Специалисты утверждают, что этот храм является одним из самых совершенных деревянных храмов Гуцульщины. Струковская церковь маленькая, но рабочая. И самое интересное - одновременно и православная, и греко-католическая, ведь службы здесь проводят и те и другие, по очереди. Поскольку церковь стоит на холме, то оттуда открывался чудесный вид на весь поселок, которым я делюсь с вами. 

Струковская церковь

Вид на церковь снизу

Вот такие красочные села на Закарпатье




К Струковской церкви ведет очень эффектный подвесной мостик, ходьба по которому добавляет адреналина в крови - он довольно сильно покачивается при ходьбе. Тем не менее местные ребята как-то умудряются его переезжать на мопедах!

Тот самый мостик
Черная Тиса в смт Ясиня




Конечным пунктом нашей поездки в первый день на Зкарпатье стал небольшой краеведческий музей в смт Ясиня, который был основан и содержится местным сельским головой и его братом, и входит в состав отельного комплекса "Скифская охота". Музей посвящен быту и культуре гуцулов, которые составляют основную часть местного населения, и представляет собой собрание большого количества фотографий, гуцульской одежды и предметов быта, а также охотничьих трофеев. Посещение этого музея абсолютно бесплатное, хотя на входе стоит ящик для пожертвований. На втором этаже представлены некоторые предметы быта гуцул и их национальная одежда, в которой можно бесплатно сфотографироваться. Поскольку хозяева музея большие любители охоты, то там много различных шкур животных и фото с убитыми животными, что лично у меня вызвало довольно неприятные эмоции. Однако в гуцульской одежде я все же решила сфотографироваться. Из-за массивности всего одетого из меня  получилась довольно"дебела" гуцулочка)))


To be continued...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

РЕКВИЕМ ПО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ

Моя первая любовь... Не знаю, откуда взялась эта ностальгия, ведь я уже давным давно всё это пережила и отпустила. Может, это из-за того, что после двух лет молчания сегодня утром он вдруг написал мне сообщение. В День Святого Валентина. Какое дурацкое совпадение! Или это из-за тех снов, которые я часто вижу. Там мы снова вместе и при этом я ощущаю себя по-настоящему счастливой, чего никогда не испытываю в так называемой "яви". Это было единственный раз в моей жизни. Это настоящее чувство. Все остальное - лишь пародия, в которой я пыталась играть роли кого угодно, но только не себя самой.

ТАИЛАНД - ЧТО, ГДЕ, КАК И ПОЧЕМ. ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ЧАСТЬ 9. РАЙ ДЛЯ СЫРОЕДА.

О том, что Таиланд - настоящий рай для тех, кто придерживается сыроедения, я была наслышана уже давно, не зря там регулярно "зимуют" многие сыроеды из постсоветских  просторов. Однако по прибытию в Бангкок меня ждало некоторое разочарование. Дело в том, что я ожидала увидеть мега выбор различных экзотических фруктов, а на деле выбор оказался не таким уже и мега, и не таким уже и экзотическим. Сначала я подумала, что дело в самом Бангкоке и на Самуи будет все по-другому, но и там мои ожидания не оправдались. В общем выбор фруктов в Таиланде действительно богаче, чем в Украине, однако не такой богатый, как многие ожидают (посерфила эту тему в интернете, и я далеко не первая, у кого возникли разочарования по этому поводу). Тем не менее сыроедить в Таиланде, и в частности на Самуи, довольно комфортно и не сильно дорого, если кушать немного, по сезону и особо не баловать себя не сезонными фруктами. ФРУКТЫ Фрукты в Таиланде продаются везде - в супермаркетах и магазинах, а

ИЗНАНКА СЫРОЕДЕНИЯ. МАЯТНИКИ

Не говори другим, что им должно есть, а ешь то, что потребно тебе, и храни молчание. Эпиктет Вегетарианство, веганство, сыроедение, праноедение - сейчас эти слова мы видим и слышим буквально на каждом шагу. Вокруг нас, куда ни посмотри и куда ни зайди, полно специалистов по питанию, которые наперебой твердят, что то питание, о которым они рассказывают, самое лучшее и самое полезное для человека. Вообще, о том, что нужно кушать, чтобы быть здоровым, сегодня вам не расскажет разве что очень ленивый человек. Все вдруг резко стали экспертами по питанию и раздают свои советы направо и налево, при этом часто сами их нарушая, или не задумываясь о том, что если это принесло пользу ему лично, не факт, что оно подойдет и не навредит другому человеку. Обо всем этом я знаю не понаслышке, ведь сама такой была, пытаясь изображать из себя "эксперта в области сыроедения"! В общем ситуация в сфере питания в современном мире сегодня дошла до маразма  - за всех нас буквально решают, что