К основному контенту

РОМАН ДОНИК: "ВОЛОНТЕРСТВО - ЭТО ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ"

Еще год назад слово «волонтер» для большинства украинцев звучало «дико» и непривычно. Более того, многие даже и не знали, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Однако события на Майдане и военное противостояние на Донбассе в корне изменили эту ситуацию, дав мощный импульс для развития волонтерского движения в Украине. Сегодня о волонтерах не говорит разве что ленивый, ведь благодаря помощи, которую эти люди оказывают украинской армии, большая часть Украины, несмотря ни на что, продолжает жить мирно. Тем не менее, отношение к самим волонтерам в украинском обществе довольно неоднозначное: в то время, когда одни люди ими всячески восхищаются и стараются помогать, другие, наоборот, к волонтерскому движению относятся настороженно и нередко обвиняют его представителей в преследовании корыстных целей.
Так кем же на самом деле являются украинские волонтеры? Что заставило этих людей бросить все свои силы на оказание помощи другим? Насколько сильна поддержка волонтерского движения в обществе? И почему украинской армии сегодня не обойтись без помощи волонтеров? Все эти вопросы я задала Роману Донику — человеку, который стоял у истоков волонтерского движения в Украине и который не понаслышке знает обо всех особенностях и реалиях волонтерских будней.

Все дело в Штабе

- Роман, с весны 2014 г. Украина находится в состоянии необъявленной войны с Россией. За это время уже неоднократно менялись руководители Минобороны, но пока так и не удалось создать четко отлаженную систему, которая бы полностью обеспечивала боеспособность украинской армии. В чем, на Ваш взгляд, основная причина этого?
- По большему счету, основная проблема у нас не в Министерстве обороны, а в Генеральном Штабе, который отвечает за все эти вещи. Надо менять систему. Когда-то она была хорошая. Потом ее видоизменяли, затачивали под то, чтобы паразитировать на теле армии, когда, скажем, определенные люди оттуда имеют деньги с каждого литра солярки, с каждого гвоздя или еще чего-то. Поэтому основные проблемы по боеспособности – это все-таки проблемы Генерального Штаба.
 
- На Ваш взгляд, если исходить из процентного соотношения, то насколько процентов обеспечивают украинскую армию всем необходимым волонтеры, а на сколько процентов Минобороны? Изменилось ли это соотношение с начала боевых действий?
-В процентном соотношении здесь, в принципе, сказать нельзя. Так, Министерство обороны обеспечивает солдат продуктами питания. Другой вопрос, что могут быть какие-то перебои, когда люди попадают в окружение, но это относительно нормально для такой ситуации. Очень сильно изменилось процентное соотношение по вещам. Сейчас отшивают формы и ботинки, хотя их качество, конечно, оставляет желать лучшего. Вот недавно добились того, чтобы отшивали еще и спальники.
Понимаете, любое министерство, это огромный механизм, и просто так «сдвинуть его пинком» за один день не получится. Вот почему многие волонтеры смогли так оперативно наладить работу? Потому что они поехали на базар и без каких-либо документов купили там все, что нужно. Министерство обороны так не может. Оно работает согласно нормам в жестких рамках закона. Но вот законы эти неадекватные – они писались давным-давно и не к этим условиям. То есть нужны месяцы, а то и годы, для того чтобы что-то изменить. Сейчас вот что-то начало меняться. Появился новый министр обороны, который вроде бы имеет политическую волю и принимает на себя ответственность и риски. До этого вообще было непонятно, чем там занимались. То есть военная машина начинает потихоньку раскручиваться и работать.

- Скажите, снизился ли уровень поддержки украинских военных со стороны обычного населения по сравнению с весной этого года, когда активные военные действия только начинались?
- В общем, мне не кажется, что уровень и объем поддержки со стороны населения стал меньше. Те, кто активно помогали раньше, они, в принципе, помогают и сейчас. Да и точек приложения этой помощи стало больше. Ведь когда в феврале мы только начинали заниматься всем этим, нас в Харькове было всего 5-6 человек. Тогда здесь происходили волнения, и заниматься волонтерством было страшно, потому что это было небезопасно. Сейчас волонтеров в городе стало намного больше и это даже становится модным.

- То есть сегодня быть волонтером в Харькове безопасно?
- Видите как, в самом начале у нас отсутствовало четкое понимание, где враг, а где нет, и не было четкой линии фронта. А сейчас она есть, и в принципе предельно понятно, что все плохие ребята находятся за ней. И тоже, все помнят, как весной в Харькове резали шины и сжигали машины просто за наличие в них украинской символики. И если бы ты тогда на весь город заявил, что являешься волонтером и собираешь помощь для армии «хунты», то вероятность получить где-то в подворотне чем-то тяжелым по голове, была очень высока. Сейчас такого нет.

«Дело здесь вовсе не в Донбассе. Это война за независимость Украины»

-Скажите, какое именно событие стало для Вас своеобразной «точкой невозврата», когда Вы поняли, что не можете стоять в стороне и просто наблюдать за всем, что происходит в стране?
-Когда побили студентов. На следующее утро я сразу же был в Киеве. По поводу армии вопрос уже так не стоял. Наверное, мы не успели выйти из того «состояния Майдана», в котором находились. В принципе, все происходящее сейчас в стране – это логическое продолжение того, что было на Майдане. То есть это действительно освободительная война. И дело здесь вовсе не в Донбассе. Это война за независимость Украины.

- Сколько людей на данный момент работает в вашей волонтерской группе?
- Ну, человек 15-20. Вообще мы не ведем учет людей. И вообще я считаю, и это мое глубокое убеждение, что мы – перевозчики, мы – спикеры, мы озвучиваем то, что нужно солдатам, и мы все это сами возим. А волонтеры – это, по сути, все люди, которые помогают. Кто-то пошел в магазин и что-то купил, но у него просто не хватает ресурсов довезти это до передовой, вот мы берем это и довозим.

- У Вас лично хватает времени и ресурсов, чтобы всем этим заниматься? И получается ли совмещать активную волонтерскую деятельность с работой?
- На волонтерство  времени хватает, но на семейную жизнь его, к сожалению, совсем не остается. И страдают от этого самые близкие люди. Но у всех волонтеров так, поэтому надеемся на терпение и понимание родных. Касательно работы, то те люди, которые устойчиво занимаются оказанием помощи украинским военным, в основном являются частными предпринимателями. Безусловно, нам приходится чем-то жертвовать. Например, никто сейчас не покупает новые машины и, как выяснилось, тратить можно меньше. Но, в общем, совмещать получается.
- Наверное, Вы осознаете, что каждая Ваша поездка в зону АТО связана с риском для жизни. Страшно ли Вам ездить на передовую, зная, что можете оттуда не вернуться?
- Понимаете, каждый делает то, что он может делать и на что у него хватает сил. Боялся бы – наверное, не ездил. Вспоминаю, когда Славянск был еще оккупирован и с базового лагеря военные должны были развозить по постам еду, воду и еще какие-то продукты. Но их не могли развезти, потому что везде были вражеские засады. И получилось так, что люди буквально в 30-40 км от базового лагеря два дня сидели без воды и еды. Тогда у нас был выбор: либо везти самим, либо ничего не делать. Ну, мы довозили сами. Поэтому вопрос риска — очень условный. Люди, которые сидят в окопах,рискуют намного больше, и, скажем так, для меня нет оснований не подвергать себя риску.

«Я не могу этого не делать»

-Сейчас очень многие люди откровенно «пиарятся», в том числе и при помощи социальных сетей, на том, что они помогают армии. Как человек, который часто бывает в Facebook и постоянно пишет там заметки, с какой целью делаете это Вы?
- С одной стороны, волонтерство – это гражданская позиция, и оно всегда не публичное. Но с другой стороны, в его основе лежит просьба о помощи. Свои деньги, которые я мог потратить на армию, я потратил еще во время крымской кампании, поэтому мы вынуждены обращаться за помощью, и, следовательно, выходить в публику. Кроме того, в моем понимании одна из задач волонтеров — это давать возможность помогать другим. Я даже стараюсь не употреблять слово «я», а вместо него всегда говорить слово «мы» даже там, где я был один, потому что делаю все это не я лично. За мной стоит группа людей, которые работают в тесном кругу, а также все те люди, которые нам помогают. Поэтому у меня не получается самопиара в этом отношении. Я вполне самодостаточный человек и, скажем так, могу себе позволить по окончании всего этого процесса лечь на диван и заниматься тем, чем я занимался раньше. Волонтерство — не звездный час моей жизни. Хотя очень многие люди нашли себя в нем. Им нравится то, что они сейчас делают, ведь раньше они от себя этого не ожидали.

-То есть Вы не причисляете себя к категории тех людей, которые получают удовольствие от того, что занимаются волонтерством?
- Я не могу этого не делать, но также не могу сказать, что заниматься волонтерством мне нравится. Наоборот, мне это очень не нравится. От этого устаешь. И, опять-таки, чем больше людей начинают принимать в этом процессе участие, тем больше возникает каких-то непонятных разборок. Начинаются выяснения, кто лучший волонтер, кто правильный волонтер и т.п. Мне это все вообще дико, и в нашей группе мы на подобные вещи реагируем очень жестко.


- Вы неоднократно выражали свою поддержку и симпатию «Правому сектору». В связи с этим скажите, думали ли Вы связать свое будущее с политикой?
- Какие-то предложения были, но я об этом не думал, потому что считаю, что сейчас этому не время. Политика – вещь системная, ею нужно постоянно заниматься, и она отнимает много ресурсов, в том числе материальных. Можно было бы попробовать пойти на парламентские выборы, но понимаете как, та команда, которую я чисто теоретически мог бы привлечь к выборам, сейчас работает на войну. Есть живые люди, с которыми мы взаимодействуем, которые являются нашими подшефными, и они мне сейчас немножечко дороже, чем все остальное. Кроме того, я понимаю, что, даже пройдя в Верховную Раду, за два-три дня ничего не изменить, поэтому для политики сейчас не время.

-Хорошо, сейчас не время. А в будущем?
-В будущем, возможно. Я этого не исключаю. Рано или поздно что-то надо менять, и делать это нужно радикальными политическими и конституционными методами, а непросто сидеть на диване и критиковать всех. Но я придерживаюсь такого мнения, что начинать кого-то критиковать надо тогда, когда ты сам можешь сделать это лучше. Поэтому сейчас я занимаюсь тем, что у меня получается лучше. В будущем, безусловно, или я, или кто-то из наших ребят при моей поддержке пойдем в политику. Хотя я, наверное, больше «человек войны». Мне проблематично представить себя законотворцем. Да, я знаю, что надо делать, и я знаю, как это надо делать. Но, опять-таки, мне кажется, что я знаю. Придет время, посмотрим.


Беседу вела Виктория Блажко


P.S. Уже после нашего интервью Президент Украины Петр Порошенко 5 декабря 2014 г. своим Указом отметил Романа Доника вместе с рядом других украинских волонтеров государственными наградами за гражданское мужество, весомый вклад в развитие волонтерского движения, укрепление обороноспособности и безопасности Украинского государства и по поводу Международного дня волонтера. Так, Роман был награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

РЕКВИЕМ ПО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ

Моя первая любовь... Не знаю, откуда взялась эта ностальгия, ведь я уже давным давно всё это пережила и отпустила. Может, это из-за того, что после двух лет молчания сегодня утром он вдруг написал мне сообщение. В День Святого Валентина. Какое дурацкое совпадение! Или это из-за тех снов, которые я часто вижу. Там мы снова вместе и при этом я ощущаю себя по-настоящему счастливой, чего никогда не испытываю в так называемой "яви". Это было единственный раз в моей жизни. Это настоящее чувство. Все остальное - лишь пародия, в которой я пыталась играть роли кого угодно, но только не себя самой.

ТАИЛАНД - ЧТО, ГДЕ, КАК И ПОЧЕМ. ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ЧАСТЬ 9. РАЙ ДЛЯ СЫРОЕДА.

О том, что Таиланд - настоящий рай для тех, кто придерживается сыроедения, я была наслышана уже давно, не зря там регулярно "зимуют" многие сыроеды из постсоветских  просторов. Однако по прибытию в Бангкок меня ждало некоторое разочарование. Дело в том, что я ожидала увидеть мега выбор различных экзотических фруктов, а на деле выбор оказался не таким уже и мега, и не таким уже и экзотическим. Сначала я подумала, что дело в самом Бангкоке и на Самуи будет все по-другому, но и там мои ожидания не оправдались. В общем выбор фруктов в Таиланде действительно богаче, чем в Украине, однако не такой богатый, как многие ожидают (посерфила эту тему в интернете, и я далеко не первая, у кого возникли разочарования по этому поводу). Тем не менее сыроедить в Таиланде, и в частности на Самуи, довольно комфортно и не сильно дорого, если кушать немного, по сезону и особо не баловать себя не сезонными фруктами. ФРУКТЫ Фрукты в Таиланде продаются везде - в супермаркетах и магазинах, а

ИЗНАНКА СЫРОЕДЕНИЯ. МАЯТНИКИ

Не говори другим, что им должно есть, а ешь то, что потребно тебе, и храни молчание. Эпиктет Вегетарианство, веганство, сыроедение, праноедение - сейчас эти слова мы видим и слышим буквально на каждом шагу. Вокруг нас, куда ни посмотри и куда ни зайди, полно специалистов по питанию, которые наперебой твердят, что то питание, о которым они рассказывают, самое лучшее и самое полезное для человека. Вообще, о том, что нужно кушать, чтобы быть здоровым, сегодня вам не расскажет разве что очень ленивый человек. Все вдруг резко стали экспертами по питанию и раздают свои советы направо и налево, при этом часто сами их нарушая, или не задумываясь о том, что если это принесло пользу ему лично, не факт, что оно подойдет и не навредит другому человеку. Обо всем этом я знаю не понаслышке, ведь сама такой была, пытаясь изображать из себя "эксперта в области сыроедения"! В общем ситуация в сфере питания в современном мире сегодня дошла до маразма  - за всех нас буквально решают, что